Множество людей в России до сих пор считает, что автомобиль должен быть немецким, часы – швейцарскими, костюм – итальянским, а парфюм – французским. И тут возникает вопрос: а можно ли считать немецким автомобиль, сделанный в Китае немецким концерном в сотрудничестве с китайским? Например, автомобиль марки Jetta? Давайте разбираться.
Марка Jetta родилась совсем недавно, в 2019 году. Именно тогда руководству немецкого концерна пришла в голову идея превратить имя модели-бестселлера в самостоятельный бренд, под которым можно было бы продавать бюджетные версии популярных моделей. «Родителем номер 2» нового бренда стал концерн FAW, поскольку основная масса продающихся в КНР автомобилей Volkswagen производится на мощностях совместных предприятий, соучредителем которых является именно эта компания. Конкретно автомобили Jetta производят на заводе СП FAW-Volkswagen Automotive CO., LTD в городе Чэнду.
Делим социальные страты
Зачем это было нужно руководству VGC (Volkswagen Group China) и совместного предприятия FAW-Volkswagen, понятно: в Китае есть вполне актуальная тенденция создавать суббренды под каждую группу потребителей – для замужних женщин, для незамужних, для студентов и так далее. С появлением марки Jetta все становится четко и прозрачно: автомобили Audi, непосредственно Volkswagen и Skoda (которые выпускает другое СП, с концерном SAIC) – для тех, кто побогаче, а бюджетные Jetta – для тех, кто победнее. Изначально линейку марки составили три модели: седан Jetta VA3 и два кроссовера – VS5 и VS7.
В России марка Jetta появилась полтора года назад, естественно, в порядке параллельного импорта. Но затем российская компания-импортер «ФАВ-Восточная Европа» предприняла попытку сделать марку полностью официальной, со всеми причитающимися атрибутами – дилерскими центрами, официальным сайтом и гарантией производителя. Об этой попытке тут же громко сообщила российская пресса, и на это последовала незамедлительная реакция, причем с немецкой стороны – весьма жесткая («концерн строго придерживается санкционной политики, не поставлял и не доставляет никаких автомобилей в Россию»). Реакция FAW была более сдержанной и нейтральной, в том духе, что концерн не собирается выступать против решений своих немецких партнеров. Так что, несмотря на заявки дилеров на статус официальных, ввоз автомобилей Jetta в страну остается параллельным со всеми вытекающими из этого последствиями. Но нас интересует другое: в какой мере эти автомобили способны заменить ушедшие с российского рынка Volkswagen и Skoda?
Тут полного единства мнений нет. В Сети одни рвут на груди тельники и яростно уверяют, что это обычный китайский FAW, куда вставили двигатель VW, причем тоже китайский, а потому запчастей, как и гарантии, нет и не будет, так что покупать китайский бюджетный автомобиль могут только неудачники. Другие уверяют, что Jetta – это качество и проверенные решения, китайская сборка, но абсолютно немецкие, фольксвагеновские гены.
Скажи мне, кто твоя родня
Что же касается конкретно компактного кроссовера Jetta VS5, то кто-то считает, что это слегка модифицированный Volkswagen Taos (который в Китае называется Tharu), кто-то пишет, что модель сделали из Skoda Karoq, а кто-то называет в качестве прототипа SEAT Ateca. На самом деле все они одновременно правы и не правы. Давайте взглянем на сравнительную таблицу габаритов этих четырех моделей. Легко можно убедиться, что в случае Jetta VS5 стопроцентного совпадения параметров нет ни с одним из претендентов на роль прототипа. И тут важно понимать, что все эти автомобили построены на модульной платформе MQB A1, которая предоставляет конструкторам возможность поиграть с колесной базой. Поэтому она варьируется в пределах 5-8 мм в ту или иную сторону, хотя ширина кузова остаётся неизменной. А длина вообще не так уж важна: она зависит даже от формы навесных элементов.
Модель | Длина | Ширина | Высота | Колесная база |
Jetta VS5 | 4419 | 1841 | 1616 | 2630 |
VW Taos | 4417 | 1841 | 1602 | 2638 |
Seat Ateca | 4381 | 1841 | 1615 | 2638 |
Skoda Karoq | 4384 | 1841 | 1629 | 2625 |
Во внешности полного сходства у VS5 нет ни с одной родственной моделью Volkswagen. Можно заметить только некие общие черты. Например, общую пластику боковин с резкой подштамповкой, соединяющей наружные углы фар головного света и задних фонарей, и второй подштамповкой, соединяющей нижние края передних и задних колесных марок. Есть общие внешние элементы, например, дверные ручки, а SEAT Ateca и Jetta VS5 роднит форма задних стоек. Естественно, все четыре модели имеют сходные общие пропорции, но форма фар головного света и задних фонарей у каждой из моделей своя, не говоря уж об оформлении облицовки радиатора. В случае VS5 дизайнеры явно учли вкусы китайского потребителя: решетку с градиентным расположением отдельных элементов можно увидеть у многих автомобилей из Поднебесной, а общие очертания в виде вытянутого шестиугольника и вовсе долгое время были мировым трендом. Но в любом случае то, что Jetta VS5 является детищем Volkswagen, видно с первого взгляда. Может быть, вы не найдете во внешности кроссовера каких-то дизайнерских откровений, но и ни одной черты, вызывающей неприятие, вы тоже не увидите. Очень ладный и гармоничный получился автомобиль.
1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6
Верность традициям
А что внутри? Любой человек, который хоть раз сидел в автомобилях Volkswagen, особенно относящихся к бюджетной категории, легко увидит в интерьере Jetta VS5 массу знакомых деталей и ощутит дух немецкого концерна. Тут и мультируль с изрядным количеством кнопок и яйцевидным сечением обода, характерный селектор автоматической коробки передач, круглый переключатель режимов внешнего света, лаконичные, не перегруженные функциями подрулевые переключатели с двумя степенями свободы без всяких вращающихся колечек. Все эти детали можно найти не только в ввозимых к нам в «параллельном» порядке Bora или Tayron, но и в «чистых европейцах» из прежних времен – в Tiguan и его версиях Sportline, в Touareg и даже в Polo Калужской сборки. Конечно, все эти элементы мозаики в каждой модели собираются по-своему, и интерьер бюджетного Polo в целом выглядит совсем не так, как статусного Passat B8, но общие стилевые решения и стандартные элементы с легкостью находятся везде. Некоторые из этих элементов объективно удобны и нравятся всем без исключения, у некоторых найдутся свои критики. Например, мне не очень нравится такое сечение обода руля. Не то чтобы оно вызывало резкое неприятие, но я однозначно предпочел бы более пухлый «бублик» с сечением в виде круга или правильного овала. Но, как бы там ни было, стопроцентная узнаваемость налицо.
1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6
В режиме экономии
В целом в салоне Jetta VS5 отчетливо чувствуется режим жесткой экономии. Только небольшая часть передней панели обтянута мягким материалом, все остальные внутренние панели – это жесткий, гулкий, как барабан, и даже слегка мыльный на ощупь недорогой софт-лук. Сиденья обтянуты искусственной кожей (все-таки основной рынок для всех моделей Jetta – это Китай, а там другое решение вряд ли нашло бы понимание), но электроприводом снабжено только сиденье водителя, а регулировки поясничного подпора просто нет. Но сами по себе сиденья по-немецки плотные и вполне удобные. Все двери снабжены электрическими стеклоподъемниками, но задний диван не имеет откидного подлокотника, а в распоряжении задних пассажиров есть только возможность управлять дефлекторами вентиляционных каналов и один слот USB. Кроме того, Jetta получила от полноприводных родственников такой рудимент, как достаточно высокий трансмиссионный тоннель, так что среднему пассажиру на втором ряду будет не слишком удобно.
1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6
Багажник достаточно большой, 482 литра по VDA, но все внутренние панели жесткие, нет ни крючков для фиксации груза, ни 12-вольтовой розетки. Естественно, нет и сервопривода пятой двери. Объем багажника можно увеличить как минимум вдвое, сложив спинки заднего дивана, но грузовой площадки с ровным полом вы при этом при не получите. Сложенные спинки образуют с фальшполом багажника, под которым прячется «докатка», ступеньку высотой сантиметров в 8-10, а возможность выставить фальшпол на новый уровень не предусмотрена.
1 / 7 2 / 7 3 / 7 4 / 7 5 / 7 6 / 7 7 / 7
Только для китайцев
Но вернемся на рабочее место водителя. К эргономике у меня практически нет претензий, разве что левой ногой я регулярно упирался во что-то жесткое. Но удобное взаимное расположение руля, педалей и сиденья удалось подобрать практически сразу. Что порадовало: все важные функции имеют физические органы управления. Даже один из трех вариантов стиля электронной комбинации приборов можно выбрать путем последовательного нажатия отдельной кнопки на мультируле. Есть вариант с цифровой индикацией скорости и ленточным тахометром, есть – с круговым спидометром и дублированием показаний в цифровом выражении в центре и есть с круговым тахометром и с цифровой индикацией скорости в центре циферблата. Последний вариант мне кажется наиболее информативным. А вот головное устройство в очередной раз преподнесло неприятный сюрприз.
1 / 8 2 / 8 3 / 8 4 / 8 5 / 8 6 / 8 7 / 8 8 / 8
Когда-то тачскрин с диагональю в восемь дюймов в компактном кроссовере казался каким-то чудом. На сегодняшний день такой дисплей попросту не участвует в «гонке диагоналей», но все-таки хочется увидеть на этом экране навигационную карту. Вроде бы и средство для этого предусмотрено – специфический пакет J-Link, который, по идее, умеет подключать и айфоны, и телефоны на Андроиде как по проводу, так и «по воздуху». Сознавайтесь, у кого из вас на телефоне уже стоит приложение J-Link? Естественно, ни у кого. Ладно, устанавливаем и пробуем «подружить» головное устройство и телефон. В результате – индейская народная изба, то есть «фигвам». После подключения USB-кабеля вопрос на английском (других вариантов языка, кроме английского и китайского, ГУ не предусматривает) «Вы хотите подключить J-Link по проводу?» сменяется сообщением «Соединение не состоялось», а на телефоне появляется сообщение о том, что «ваше устройство не входит в список совместимых», и предложение связаться со службой поддержки. Жмешь на иконку – и попадаешь на сайт китайского провайдера Beidou. Сайт исключительно на китайском языке, возможности переключения на английский я не нашел. В общем, остается плюнуть на такой удобный, слегка повернутый к водителю восьмидюймовый экран, стереть слюну тряпочкой (чтобы не мешала управлять радио или музыкой по Bluetooth) и ездить, как таксист – с телефоном на кронштейне.
1 / 14 2 / 14 3 / 14 4 / 14 5 / 14 6 / 14 7 / 14 8 / 14 9 / 14 10 / 14 11 / 14 12 / 14 13 / 14 14 / 14
Ёж – птица гордая
На ходу сразу понимаешь, что Jetta – плоть от плоти и кровь от крови автомобиль компании Volkswagen. Честно говоря, я не являюсь большим поклонником этих машин: слишком уж рафинированными и отточено-нейтральными кажутся мне их дорожные манеры, но им нельзя не отдать должное. Переднеприводная Jetta VS5 ведет себя на дороге именно так, как должен вести себя переднеприводный автомобиль с правильной настройкой подвески и рулевого управления. Подвеска упругая, плотная, крепко сбитая, но грань, после которой плотность превращается в жесткость, все-таки не пересечена. В быстрых поворотах кроссовер практически не кренится, а если переборщить со скоростью, начинает аккуратно скользить наружу поворота. Выбранные траектории автомобиль соблюдает с прецизионной точностью. И в этом нет ничего удивительного: несмотря на всю бюджетность, Jetta VS5 позаимствовала у кого-то из полноприводной родни независимую многорычажную заднюю подвеску.
Под капотом VS5 – отлично знакомая нам «турбочетверка» EA211 1,4 TSI мощностью 150 лошадиных сил. Мне довелось встретить мнение, что никакой это не немецкий, а сугубо китайский двигатель, на который налепили шильдик VW. Это, конечно, полная чушь – то, что еще недавно 1,6-литровую атмосферную версию этого мотора производили в Калуге, не делало его российским. Собственно, открываем капот и видим надписи VW не только на крышке корпуса интеркулера, но на большинстве проводов и патрубков. Двигатель этот имеет ременный привод механизма ГРМ, так что за состоянием ремня нужно следить, а на рубеже пробега в 120 000 км ремень потребует плановой замены. Зато этот мотор, в отличие от многих других немецких двигателей, не замечен в таком грехе, как масложор.
В паре с EA211 работает не преселективный робот DSG (как можно было бы ожидать), а самый что ни есть гидромеханический шестиступенчатый автомат Aisin AQ250, и очень многие в России воспринимают это как однозначный плюс. Собственно, так оно во многом и есть: автомат демпфирует несколько нервный характер турбомотора и обеспечивает гладкую и бесшовную передачу крутящего момента в большинстве ездовых ситуаций. Но… Как всегда без «но» не обойтись. Я ожидал, что динамика автомобиля со 150-сильным двигателем в паре с 6-ступенчатой гидромеханикой будет описываться формулой «на сколько нажал, на столько и поехал». По крайней мере, именно так себя ведет мой Freelander 2, силовой агрегат которого имеет практически такие же параметры. Вот только у него под капотом турбодизель, который выдает пиковый момент в 420 Нм уже при 1750 об/мин. А в случае ЕА211 и максимальный момент ниже (он равен 250 Нм), и выходит на него мотор только при 3000 об/мин, а до этого двигатель ведет себя достаточно вяло. В итоге стартовать с места можно весьма энергично, и если дернуть селектор на себя и перейти из режим Drive в Sport, то и с обгонами особых проблем нет. Но если ты едешь равномерно в городском потоке и тебе хочется чуть-чуть ускориться, нужно обязательно продавить педаль более чем на половину ее хода. Иначе просто ничего не происходит. То есть машина все-таки начнет разгоняться, но очень медленно и не сразу. В общем, Jetta VS5 – она как ёж, который, как известно, птица гордая – пока не пнешь, не полетит.
Музыка громче, громче играй!
А вот для поездок «на дальняк» VS5 подходит очень неплохо. Этот автомобиль не отличается прожорливостью, особенно если грамотно пользоваться активным круиз-контролем (который, кстати, работает более чем адекватно). С ним вполне можно уложиться в 6,2-6,5 литров на сотню. Единственное замечание: при нажатии на кнопочки «+» или «-» заданная скорость повышается или понижается сразу на 10 км/ч. Но вот шумоизоляция огорчает: на трассе в салоне слышно и двигатель, причем не только при кик-дауне, но и при установившемся равномерном движении на высших передачах, и дорожный шум, в том числе и на низкой скорости. В этом тоже чувствуется стремление производителя к экономии, так что если не заниматься самостоятельной установкой дополнительной шумоизоляции, то остается только один метод борьбы с неприятным шумом – включить музыку погромче. Ну а в городе несколько разочаровало качество системы кругового видеообзора. Не то чтобы оно было из рук вон, но последние модели китайских марок, даже бюджетные, приучили нас совсем к другим стандартам цветопередачи, яркости и разрешения.
Поговорим о перспективах
Что же можно сказать о перспективах на российском рынке марки Jetta в целом и кроссовера VS5 в частности? Очевидно, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на перспективу официально вывести марку на наш рынок и организовать полноценную дистрибьюцию. Может быть, руководство СП FAW-Volkswagen было бы и не против, но вот ссориться с немецкими партнерами и нарываться на вторичные санкции им совершенно не с руки. Но и отказываться от ввоза этих автомобилей никто не будет, значит, ситуация останется такой, как есть – автомобили Jetta будут поступать в Россию в порядке параллельного импорта, и у этого положения есть свои последствия. Самое основное – ситуация с гарантией. Теоретически покупатель VS5 получает гарантию на 2 года или 100 000 км, но это дилерская гарантия со своими ограничениями, ведь за каждый гарантийный ремонт кто-то должен заплатить. Производитель этим заниматься не будет, а на дилеров эта обязанность ложится дополнительной финансовой нагрузкой, которая неизбежно ведет к повышению розничных цен, причем повышать и понижать их дилеры будут по своему усмотрению. Действительно, в ценах на Jetta VS5 наблюдается определенный разнобой: так, среднюю комплектацию Glory могут предлагать за 3 203 000 рублей, а превосходящие ее по оснащению Brilliant Glory и Glory Plus – за 3 150 000 – 3 152 000. В целом, каталожные (без учета скидок) цены на этот кроссовер укладываются в диапазон 2 688 000 – 3 203 000 рублей, но беда в том, что полноприводный рестайлинговый Haval Jolion в топовой комплектации Tech+ можно купить за 2 771 000 – 3 199 000 рублей, не уступающий по ходовым характеристикам и лучше оснащенный переднеприводный Geely Coolray в комплектации Flagship – по цене 2 705 000, Belgee X50 – тот и вовсе обойдется максимум в 2,5 миллиона, ну а за 3,1 миллиона запросто можно купить более крупный и практичный Chery Tiggo 7 Pro Max, причем в топовой комплектации Ultra AWD. За те же деньги, что потребуются для покупки Jetta VS5, можно приобрести 188-сильный Changan UNI-T, 190-сильные Jetour X70 Plus или Dashing, полноприводный 200-сильный Geely Atlas New (правда, не в самой полной комплектации), и это далеко не полный список. И тут главными аргументами, которые могут склонить конкретного покупателя к приобретению Jetta, вне всякого сомнения, будут его немецкий генотип и классический автомат, ведь практически все китайские альтернативы оснащены либо роботизированными коробками, либо вариаторами.
Технические характеристики Jetta VS5 | |
Кузов | |
Тип кузова | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 |
Длина/ширина/высота, мм | 4419/1841/1616 |
Колесная база, мм | 2630 |
Колея передняя/задняя, мм | 1572/1544 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1355/1830 |
Объём багажника, л | 482 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый |
Компоновка и расположение | рядная, поперечное |
Число цилиндров/клапанов | 4/16 |
Рабочий объём, см³ | 1395 |
Мощность, л.с./об/мин | 150 / 6000 |
Крутящий момент, Н•м/об/мин | 250 / 3000 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | автоматическая, гидромеханическая, 6-ступенчатая |
Привод | передний |
Ходовая часть | |
Подвеска передняя | независимая, пружинная, типа МакФерсон |
Подвеска задняя | независимая, пружинная, многорычажная |
Тормоза передние | дисковые вентилируемые |
Тормоза задние | дисковые |
Рулевое управление | электроусилитель |
Размерность шин | 225/55/R17, 225/50/R18 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 170 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 9.5 |
Расход топлива, город/трасса/смешанный, л/100 км | 8,5/5,9/6,8 |
Ёмкость топливного бака, л | 51 |
Топливо | АИ-95 |
Дорожный просвет, мм | 180 |